Мэл Гибсон в депрессии, или Почему от «Бобра» добра не ищут?

За последние три года Мэл Гибсон огорчил своих преданных поклонников (и меня в том числе), как минимум, дважды. Первый раз, когда всемирно известный австралийский актер и режиссер спутался с русской потас… женщиной невысоких моральных ценностей Оксаной Григорьевой. Как же так, 29 лет в браке, семеро детей и прочее. Самое неприятное, что при этом Гибсон уже и забыл, что от него ждут новых фильмов и ролей, и полностью погрузился в дебри романтических отношений.

Второй раз случился год спустя. И я говорю не о том, что Гибсон наконец-то прозрел и наладил своей подружке «волшебного пенделя». Нет. Речь о том, что случилось потом. Средства массовой информации наперебой, брызжа слюной от волнения и страха упустить горяченькое, принялись обсуждать рукоприкладство актера, который, кстати, и раньше не отличался спокойным нравом. На Гибсона спустили всех собак, отписали от ряда проектов и, в целом, устроили «охоту на ведьм».

Все эти скандальные и неприятные подробности я привожу здесь не ради красного словца. Многие в трудную минуту отвернулись от Гибсона, наглядно продемонстрировав свое лицемерие. Слава Богу, что на фоне всеобщего «политкорректного словоблудия» нашлись люди, не пожелавшие идти на сделку с совестью только лишь ради общественного одобрения своих поступков. В их числе известная актриса и режиссер Джоди Фостер, пригласившая Гибсона в свой третий фильм под странным названием «Бобер».

…Депрессия Уолтера Блэка дошла до критической фазы. Любящий отец и муж, глава компании по производству игрушек, уже давно потерял ориентиры в жизни и забросил к чертям собачьим работу, дом и семью. Акции его фирмы уверенно ползут вниз, старший сын Портер копит злость на отца и мечтает избавиться от любых схожих с ним черт своего характера. Его жена Мередит, поначалу верившая в то, что мужу станет лучше, тоже опустила руки и попросила Уолтера съехать, ибо терпеть его «присутствие отсутствия» она была больше не в силах.

Уолтер покорно погрузил все, что попалось под руку, в тесный багажник своего потрепанного «мерседеса» и с глазами побитой собаки отправился закупаться выпивкой, дабы осесть в номере отеля, нажраться и попытаться свести счеты с жизнью. По пути он случайно находит в мусорном баке игрушку — выцветшего плюшевого бобра. Не сумев повеситься в ванной, Уолтер решает выброситься из окна своего номера. Но в этот самый судьбоносный момент кукла бобра на его руке «оживает» и убеждает Уолтера отложить самоубийство до худших времен.

Уолтер возвращается в семью, на работу, ни на минуту не снимая бобра с руки, даже в постели или в душе. Более того, он предлагает всем общаться с ним опосредованно, через куклу, которая становится его альтер эго, его вторым «Я». Поначалу эта чрезвычайно странная ситуация всех забавляет. Здоровый мужик чревовещает через куклу и при этом просит воспринимать его всерьез? Но дела у фирмы Уолтера спорятся, в семье наступило относительное спокойствие, и окружающим, в первую очередь, Мередит, кажется, что настало время избавиться от посредничества бобра. Если бы все было так просто…

К слову, из «Бобра» могла получиться совсем другая история. Дело в том, что ни Джоди Фостер, ни опальный Мэл Гибсон не были изначально приписаны к проекту студии Summit. Продюсеры хотели пригласить на главную роль кого-нибудь из комиков (в СМИ озвучивались кандидатуры Стива Карелла и Джима Керри), а сама картина позиционировалась как комедия.

Прокатная судьба «Бобра» в США, в свете скандалов вокруг Гибсона, сложилась неудачно. Студия, планировавшая презентовать ленту в декабре 2010 года с прицелом на предстоящий «Оскар», отказалась от своих намерений и выпустила картину в прокат лишь в мае нынешнего года. Увы, то ли сказалась подмоченная репутация ведущего исполнителя, то ли серьезность жанра семейной драмы, но «Бобер» так и не дошел до широкой аудитории, несмотря на положительные критические отзывы.

Тем не менее фильм получился неплохой. В некоторых местах даже отличный. И кто бы что ни говорил, в этом есть немалая заслуга тандема Фостер — Гибсон. У Джоди Фостер уже есть одна талантливая семейная драма в фильмографии — ее дебютная режиссерская работа «Маленький человек Тейт», в то время как Мэл Гибсон, несмотря на свое «киногеройское» прошлое, всегда был ярким драматическим актером. Что доказывает и его Гамлет, и Мартин Риггс из «Смертельного оружия», и его великолепная историческая постановка «Храброе сердце».

Это вовсе не значит, что окромя постаревшего «безумного Макса» в «Бобре» не за что зацепиться. И Антон Ельчин, и его напарница Дженнифер Лоуренс («Люди Икс: Первый класс») заслуживают всяческих похвал. В особенности за то, что не затерялись в тени более именитых звезд. Правда, Лоуренс повезло чуть меньше, по крайней мере, в России, где ее совершенно бездарно, прожевывая гласные и окончания, озвучила Анна Слю.

Несмотря на камерность повествования, авторам фильма удалось затронуть очень глобальную тематику. Действительно, как излечить человека, который ничем не болен? Таблетками, «умными» книжками, бесконечными походами к психоаналитику? Многие из нас недооценивают опасность и последствия столь глубокого депрессивного состояния. Кое-кто даже скажет, что главный герой бесится с жиру. Мол, что ему еще надо? Здоров, успешен, независим. Вот она, точка зрения «бобра», который стремится подчинить себе Уолтера, заставить его «до основания разрушить, а затем…»

Конечно, фильм Джоди Фостер снят чисто по-голливудски, но не в этом суть. Создателям «Бобра» не удалось полностью избавиться от желания выдавить из аудитории слезинку и пройтись по прописным истинам. С другой стороны, где еще как не в семейной драме должен быть сделан упор на достоверность и реалистичность? И почему искренние проявления чувств должны вызывать у зрителя ощущение неловкости? Спросите себя, как давно вы признавались своим близким в любви и сообщали им об этом без ложной скромности? Не это ли есть главная причина болезни Уолтера Блэка: неумение высказаться, нежелание выглядеть нелепым или смешным, неспособность сделать первый шаг к примирению?

Вердикт: умное и спокойное кино о трудностях человеческих взаимоотношений. Великолепная игра Фостер, Гибсона и молодого Антона Ельчина. Не лишенная некоторого пафоса и преувеличения, но пронзительная и совсем некоммерческая картина. В силу своеобразности решения проблемы, данный подход вряд ли удастся применить на практике, но в целом авторы указали правильное направление: далеко не каждый человек способен справиться с нахлынувшими трудностями в одиночку. Нельзя вот так просто вычеркнуть и забыть свое прошлое. Иногда, чтобы начать жизнь с чистого листа, нужно самому «подстроиться под изменчивый мир».




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: