«Отличница легкого поведения». Кому нужен секс «понарошку»?
Ох, уж эта школа. Ад на Земле для толстых, очкариков-ботаников, мелких, молчаливых, прыщавых, косноязычных и прочих «униженных и оскорбленных». Или, может быть, отверженных? Практически у каждого есть воспоминания о школе, от которых хотелось бы избавиться.
В лучшем случае мы взрослеем, в худшем — продолжаем лелеять полученные комплексы до самой старости. История, произошедшая с главной героиней молодежной комедии «Отличница легкого поведения», учит нас терпению и заставляет осознать тот факт, что из любой, самой запущенной ситуации, можно выйти победителем.
…Маленькая ложь всегда способна вырасти до необъятных размеров. Было бы желание. Желанием же Олив Пендергаст было не выглядеть «синим чулком» в глазах лучшей подруги с большими сиськами. Поэтому Олив придумала себе свидание с парнем. А потом еще одно. И еще. Всего парочка удачных врак, и за старшеклассницей устойчиво закрепилась репутация девушки легкого поведения.
Поначалу Олив воспринимала слухи на свой счет спокойно. И даже радостно. Ее заметили и оценили. Пускай ошибочно, но дурной пиар тоже сойдет. А затем ее голубой приятель Брэндон предложил девушке сделку: деньги в обмен на липовый секс. Мол, жизнь гея в школе — не сахар и подобные сплетни помогут ему дожить до выпускного без ежедневных стычек с гомофобами. Добрая душа Олив решает, что понарошку помочь другу даже нужно. Дальше — больше. К юной «развратнице» выстроилась очередь из фриков, желавших в обмен на деньги, купоны и скидочные карточки в онлайн-магазинах виртуально поиметь ее для поднятия собственного имиджа в глазах остальных учеников, прежде всего, женского пола.
Жизнь Олив покатилась под откос. Общественное мнение, ранее обходившее ее стороной, теперь давило на ее хрупкие плечи. Когда доступность — это кредо, нелегко выйти из пике и начать все с чистого листа…
Активно Голливуд озаботился проблемами подростковой сексуальности в восьмидесятых. Всяческие «заведения порки», «последние девственники америки», «частные уроки» и «студенческие каникулы» заполонили собой экраны, рисуя подрастающему поколению США типичные ошибки при решении самого насущного вопроса — как потерять девственность. Причем до тех пор эта проблема как-то устранялась сама собой, без чуткого руководства кинематографистов.
Все вышеуказанные фильмы (и не указанные тоже) были сняты с точки зрения мужской половины. Девушки, в данном случае, представляли собой однородную, романтически настроенную массу, выступавшую в роли определенного приза за отвагу и находчивость, проявленные в борьбе за ранее половое созревание. «Отличница легкого поведения» интересна хотя бы тем, что проливает свет на женское мнение по данному вопросу. Не то чтобы это мнение кого-то волнует (шутка), но раз уж авторам ленты захотелось пооригинальничать, тут уж никуда не денешься.
Главная героиня — жертва обстоятельств. Хорошая девушка, вынужденная вести себя плохо, дабы стать «ближе к народу». Умная, начитанная, отзывчивая Олив, как и все ее подруги, жаждет не быстрого перепихона на заднем сиденье автомобиля, а прогулок под луной, серенад под балконом (хотя бы под фонограмму) и ужинов со свечами. Мужики же, будучи козлами в едином порыве, только и думают, как бы залезть под юбку, взглянуть на сиськи, да потискать в подворотне. Но! Главное, чтобы сей героический поступок стал непременным достоянием общественности. Как демонстрация мужицкой доблести и неотразимой харизмы. И Олив в данной ситуации — лишь средство, но не цель.
Зрителю, уставшему от вторичности и однобокости «американских пирогов», «колледжей» и «переполохов в общаге», взгляд на обратную сторону медали пришелся по вкусу. Нет, мы и раньше догадывались, что соседка Люся, несмотря на свое стремление выглядеть как уличная проститутка, на самом деле таковой не является. Просто теперь тому появилось наглядное подтверждение. Оказывается, тугие корсеты, мини-юбки, высокие каблуки и прочие откровенные части женского гардероба — это лишь протест и способ самовыражения, а не призыв к немедленному вступлению в половой контакт. Кто бы сомневался.
В оригинальном названии фильма заложена весьма забавная игра слов, теряющаяся при переводе. «А» — высший балл в американской средней школе. И в то же время отсылка к краеугольному камню американской литературы, роману Натаниеля Готорна «Алая буква». Именно главной героине книги неразумно подражает Олив, расхаживая по школе с нашитой на груди буквой «А» (от слова адюльтер). Другое дело, что персонаж «Алой буквы» был вынужден делать это, а для Олив — это всего лишь игра на публику.
На киносайтах картина режиссера Уилла Глака фигурирует на стыке жанров мелодрамы и комедии, но предупреждаю заранее, комедией здесь и не пахло. Оно, возможно, издалека и выглядит все забавным, но создатели ленты явно не стараются рассмешить, достаточно скрупулезно копаясь в переживаниях главной героини. Это, кстати, тоже сыграло на руку фильму: в родном прокате выручка от «Отличницы» в семь с лишним раз превысила скромный 8-миллионный бюджет.
Пару слов об актерах. Очень порадовала своей игрой молоденькая Эмма Стоун, впервые появившаяся на большом экране в стебной комедии Грега Моттолы «SuperПерцы». С тех пор девчушка не столько подросла (на момент съемок «Отличницы» Стоун был всего 21, хотя все равно многовато для школьницы), сколько окрепла в профессиональном плане. Пока что в ее портфолио в большинстве своем комедии и мелодрамы, но у актрисы явно есть талант и хватка.
А вот родители ее, в исполнении Стэнли Туччи и Патриции Кларксон, как-то не впечатлили. Согласен, экранного времени им уделили с гулькин нос, но они, собственно, и не особо старались перетянуть на себя одеяло. Забавно, что в следующей своей работе, мелодраме «Секс по дружбе», Глак снова снял Кларксон, причем практически в том же амплуа — стареющая распутная мамашка главной героини. Один в один. Как под кальку.
Характерный актер Томас Хейден Черч («Человек-паук 3») в роли учителя литературы свеж, но не многословен. Лиза Кудроу, знаменитая Фиби из сериала «Друзья», настолько за десять лет трансляции телешоу вжилась в этот образ, что в отрыве от него совершенно не воспринимается. Вплоть до отдельных жестов и характерной для ее сериального персонажа мимики. Что касается массы школьников, то, разумеется, из однородной толпы выделяется лишь Аманда Байнс (звезда мюзикла «Лак для волос»), и ей для этого были созданы все условия. А вот романтический идеал главной героини обладает на редкость незапоминающейся внешностью. Похоже, что на его месте мог оказаться любой подходящий по возрасту и смазливости актер.
Вердикт: тот самый случай, когда прикапываться не хочется, но и восторгаться особо нечем. Слишком ровное кино с предсказуемым хэппи-эндом, а потому и одноразовое. Единственный плюс — в оригинальном способе изложения материала. Но вся оригинальность ленты неминуемо тонет под тяжким грузом стандартных нравоучений и выводов.