Лучший фильм 2010 года? Драма «Король говорит!»
На самом деле тот факт, что английский фильм о короле-заике был признан по версии американских киноакадемиков лучшим фильмом 2010 года, совсем не удивляет. Во-первых, британский кинематограф американцам очень близок и регулярно, хоть и с большими интервалами, находит признание за океаном. Так было в 1963 («Лоуренс Аравийский»), 1966 («Человек на все времена»), 1968 («Оливер!»).
Затем в 1982 лучшими стали «Огненные колесницы» Хью Хадсона, а в 1983 — «Ганди» Ричарда Аттенборо. Формально предпоследним британским триумфатором числится «Миллионер из трущоб» Дэнни Бойла, эстафетную палочку которого перехватил Том Хупер и его драма «Король говорит!».
Во-вторых, американцы обожают раздавать премии за истории, главными героями которых являются люди, в той или иной мере, ограниченные. Вспомните ленты «Человек дождя», «Форрест Гамп», «Игры разума». В-третьих, фильм получился действительно здоровским. Полубиографическая история Георга VI, с детских лет страдающего от дефекта речи, подана тактично, неспешно и с превеликим чувством собственного достоинства. Что неудивительно, ведь дочь описываемого в картине персонажа, она же Елизавета II, по-прежнему правит Великобританией.
…Последние годы правления Георга V стали для его страны смутным временем. Пока король тихо угасал от тяжелой болезни, Европа замерла в ожидании одного из самых масштабных военных катаклизмов прошлого века. В королевском семействе тоже все складывается чертовски неудачно.
Его сын Джон Виндзор, эпилептик, скончался в возрасте 13 лет. Старший Эдуард после смерти отца предпочел неравный брак с дважды разведенной американкой и по-быстрому отрекся от трона в пользу собственного благополучия и спокойствия. Его правопреемником стал родной брат Альберт Фредерик Артур Георг (для друзей — просто Берти), волевой морской офицер, страдающий от катастрофического для монарха дефекта — заикания.
Задолго до своей коронации будущий король Георг VI разными способами пытался справиться со своим недугом. Увы, традиционные техники Демосфена, «лечебное» курение (которое, в итоге, сильно укоротило ему жизнь) и прочие методики лучших дипломированных специалистов Англии герцогу Йоркскому не помогали. И если в кругу семьи и родных к его «недомолвкам» уже привыкли, то любая публичная речь становилась для Берти сущим проклятьем, как, впрочем, и для его верных подданных, вынужденных внемлить судорожным репликам принца.
Благодаря своей верной супруге Елизавете ему все же удалось отыскать человека, который сумел найти индивидуальный подход к его проблеме. Таковым стал австралиец Лайонел Лог, которому удалось не только стать близким другом будущего короля, но и наконец-то помочь тому справиться с заиканием. Немаловажный фактор для государства, номинальный правитель которого в те времена однозначно нес на себе тяжкий крест сплочения нации в дни тревог и раздоров…
Я иногда не только сам пишу рецензии, но и просматриваю чужие. В частности, почитывая отрицательные отзывы пользователей Кинопоиска на фильм «Король говорит!», забавно было чуть ли не в каждом абзаце ловить слова «скучно», «безыдейно», «утомительно», «слишком серьезно». Складывается ощущение, что все эти люди шли на угарную комедию с мистером Бином, а попали на мелодраматический исторический байопик с политическим подтекстом. Море разочарования и помидорный цвет рецензий, как следствие.
Безусловно, данная история с «выздоровлением» короля Георга VI и его дружбой с симпатичным, но грубоватым Лайонелом, умышленно вырвана из контекста и мелодраматизирована в угоду жанру. Вряд ли кого-нибудь удовлетворил бы простой хроникальный способ изложения событий, тем более что надо отдать должное авторам фильма, они экранизировали крошечный участок истории английского государства максимально близко к тексту. Но, разумеется, их интересовали лишь те события и факты, что имели непосредственное отношение к главному герою.
Не будучи членом какого-нибудь жюри, я могу честно признаться, никого не обидев: мне понравилось. Отлично поставленная и великолепно сыгранная драма, описывающая становление характера на фоне реальных исторических событий. Упаси вас Бог, это не развлекательное кино и претензии на сей счет нелепы. Зато картина Тома Хупера — это редкий пример грамотного использования пафоса. Отличный тычок в сторону Голливуда, где пламенными речами о возрождении и сплочении нации нашпигованы все блокбастеры, что вызывает у аудитории неуклюжий смех, а то и справедливое раздражение.
Во многом своим успехом фильм обязан блестящей актерской игре. Разумеется, не все исполнители блистали в равной мере. Тот же Гай Пирс (Эдуард) на фоне своих коллег смотрелся блекло и неубедительно. У него было на порядок больше экранного времени, чем у Майкла Гэмбона (король Георг V), но, увы, актер воспользовался им крайне неумело и, в целом, его персонаж, при всей сюжетной необходимости, получился лишним. Хелена Бонем Картер, сыгравшая супругу главного героя, тоже не сильно старалась поразить зрителя. Впрочем, амплуа заботливой жены ей с самого начала плохо подходило.
Гвоздями программы стали Колин Ферт и Джеффри Раш, каждый из которых воплотил на экране своих соотечественников. Мне лично было трудно отдать кому-то предпочтение, хотя многочисленные жюри были в своем мнении однозначны, превознося Ферта. В любом случае, без них обоих «Король говорит!» мог стать еще одной тягомотной исторической зарисовкой в красивых интерьерах и с тщательно подобранными костюмами.
Заслужил ли труд Хупера и его команды звание «лучшего»? Да, несмотря на то, что конкуренты у «Короля» были достойные. Сыграло свою роль и мастерское воссоздание эпохи, и неторопливость повествования, и качественно подобранная музыка. Яркие образы, отлично выписанные характеры, изящные диалоги.
Кому-то весь фильм показался надуманным, высосанным из пальца. Мол, разве могла личная трагедия монарха затмить назревающую Мировую войну? С другой стороны, нельзя отрицать тот факт, что историю творят люди, подобные Георгу VI. Посему столь изысканный реверанс в сторону человека, взявшего на себя функцию лидера нации в самую трудную минуту, вполне уместен.