Музыка классицизма: какой она была? Йозеф Гайдн

Йозеф Гайдн — основоположник венского классицизма — направления, пришедшего на смену барокко. Жизнь его еще будет проходить преимущественно при дворе светских правителей, а в творчестве сформируются новые принципы музыки, возникнут новые жанры. Все это сохраняет свое значение и в наше время…

— Но как вас зовут, дитя мое?

— Иосиф.

— Иосиф… а дальше?

— Иосиф Гайдн.

— Непременно запомню ваше имя: если из вас что-нибудь выйдет, я хоть буду знать, почему ваш учитель так неприязненно относился к вам и почему меня так заинтересовал ваш рассказ. Пожалуйста, продолжайте.

Юный Гайдн принялся за свое повествование, а Консуэло, пораженная сходством их судеб — судеб двух бедняков и артистов, внимательно вглядывалась в лицо юноши-певчего. Это худенькое желтоватое лицо необыкновенно оживилось в порыве излияний, голубые глаза сверкали лукавством, шаловливым и добродушным, и все в его манере держать себя и выражаться говорило о недюжинном уме.

(Жорж Санд. «Консуэло»).

Да, одно из действующих лиц дамского приключенческо-романтического (при этом — достаточно глубокого) романа — «венский классик» Йозеф Гайдн. Объединял героев общий учитель — композитор эпохи барокко Николо Порпора, к которому Гайдн нанялся слугой, чтобы чему-нибудь научиться.

Молодые люди могут убедиться на примере моей жизни, что и из ничего получается нечто.

(Й. Гайдн)

«Происхождение» Гайдна долго изучали, выяснили, наконец, что предки его были крестьянами и рабочими, чьи жизнелюбие, упорство и оптимизм и унаследовал классик. «Мой покойный отец был по профессии каретником, подданным графа Гарраха, и от природы горячим любителем музыки». (Гайдн. Автобиография).

Франц Йозеф Гайдн родился 31 марта 1732 года (или 1 апреля — но в трудных случаях отсчет часто ведут от даты, предыдущей ко дню крещения). Умер композитор 31 мая 1809 года.

Гайдн уже ребенком обнаружил интерес к музыке. Заметив талант сына, родители отдали его учиться в другой город — там мальчик жил на попечении своего родственника. Затем Гайдн переехал в еще один город, где пел в хоре. Фактически, с 6 лет Йозеф Гайдн вел самостоятельную жизнь. Можно сказать, что он был самоучкой, потому что для систематических занятий с известными учителями не хватало ни денег, ни связей. То же относится и к его брату.

А потом голос, как положено, огрубел, и совсем юный Гайдн оказался на улице без крыши над головой. На пропитание он себе зарабатывал уроками, которые уже сам давал. Продолжается самообучение: Гайдн внимательно изучает музыку К. Ф. Э. Баха (сына И. С. Баха), вслушивается в песни, звучащие с улиц (в том числе и славянские мелодии). «Во времена Гайдна всякая музыка была еще музыкой в непосредственном исполнении, искусством или времяпрепровождением, и шла она от человека к человеку, от сердца к сердцу, от души к душе. Вена, веселый, тогда уже интернациональный город, где сходились многие народы, была центром этого искусства» (Леопольд Новак. Йозеф Гайдн). И Гайдн уже начиняет сочинять. Его замечают.

В Европе тогда у каждого правителя был свой двор, и пышность этого двора определялась еще и музыкой. Все вельможи стремились перещеголять друг друга, нанимая лучших музыкантов. Годы, которые молодой Гайдн провел как свободный художник, были плодотворными, но все же это была тяжелая жизнь. Уже женатый Гайдн (брак все описывают как крайне неудачный) принимает приглашение князя Эстергази.

Фактически при дворе Эстергази Гайдн прослужит 30 лет. В обязанности его входит написание музыки и руководство княжеским оркестром. Князь Эстергази (или Эстерхази) был, по общему мнению, приличным человеком и большим любителем музыки. Гайдн мог заниматься любимым делом. Но, безусловно, это была некая зависимость и условия, которые кто-то может посчитать кабальными. Да, музыка писалась по заказу — никакой «свободы творчества», но в то время это было обычной практикой. К тому же у заказа есть немалое преимущество: заказанную музыку непременно и тут же исполняли. «В стол» ничего не писалось.

4. По первому приказанию его светлости, великого князя, он, вице-капельмейстер, обязуется сочинять любую музыку, какую пожелает его светлость, никому не показывать новых композиций, а тем более не разрешать никому их списывать, а хранить их единственно для его светлости и без ведома и милостливого разрешения его ни для кого ничего не сочинять.

5. Он, Йозеф Гайдн, обязан ежедневно (будь то в Вене или в любом из княжеских поместий) до и после обеда появляться в передней и докладывать о себе на случай, ежели его светлость соизволит отдать распоряжение об исполнении или сочинении музыки. Дожидаться, а получив приказ, довести его до сведения остальных музыкантов.

11. Пребывая в такой уверенности, светлейший господин жалует ему, вице капельмейстеру, ежегодное содержание в 400 рейнских гульденов, которые он будет получать поквартально в главном казначействе.

12. Сверх того, ему, Йозефу Гайдну, положено за господский счет получать кошт с офицерского стола либо полгульдена в день столовых денег.

(Из первого официального договора. В дальнейшем жалование неоднократно повышалось).

Одним словом — служба… Намек понял!

Гайдн считал это почти тридцатилетие службы у князей Эстергази хорошей порой своей жизни. Впрочем, он всегда был оптимистом. К тому же, Йозеф Гайдн имел все возможности сочинять, и писал он всегда быстро и много. При дворе часто бывали гости, и к Гайдну приходит слава.

Взаимоотношения Эстергази и Гайдна прекрасно иллюстрирует известный случай с «Прощальной симфонией». Оркестранты обратились к Гайдну с просьбой воздействовать на князя: квартиры для них оказались слишком маленькими, чтобы перевезти семьи. Музыканты соскучились по родным. Гайдн воздействовал музыкой: написал симфонию, в которой на одну часть больше. И когда звучит эта часть, музыканты постепенно уходят. Остаются два скрипача, но и они гасят свечи и уходят. Князь намек понял и выполнил «требования» музыкантов.

Но в 1790 году умирает князь Эстергази — Миклош Великолепный. Новый князь — Антон — к музыке был не расположен. Нет, полковых музыкантов Антон оставил, а вот оркестр распустил. Гайдн остался не у дел, хоть и с большой пенсией, которую ему назначил Миклош. А творческих сил еще было очень много. Так Гайдн опять стал свободным художником. И он отправится в Англию — по приглашению.

Говорят, что его отговаривали от поездки. Тот же Моцарт. (Гайдн и Моцарт были знакомы, встречались. Поразительно, с каким уважением они всегда отзывались друг о друге). Гайдну скоро уже 60 лет, он не знает языков! Но он уезжает — и не один раз. И опять — триумф. А вот увидеться больше Гайдну и Моцарту не довелось, потому что умер молодой Моцарт. «Мой язык прекрасно понимают во всем мире»

(Й. Гайдн)

В Англии у Гайдна был не только ошеломительный успех. Оттуда он привез еще 12 симфоний и оратории. Он очень много сочиняет и еще успеет познакомиться с Бетховеном. Гайдн стал свидетелем своей славы — а это большая редкость.

Основатель венского классицизма оставил огромное количество сочинений, и это жизнеутверждающая, уравновешенная музыка.

Оратория «Сотворение мира» — одно из самых известных произведений Гайдна. И хотя либретто здесь на библейский текст, музыка относит к таким человеческим качествам, как самоуглубление, духовная мощь. Это монументальная музыкальная живопись. Созерцание мироздания, если можно так выразиться… Симфоний у Гайдна — более 100. «Детской радостью души» назвал их Гофман. А есть еще концерты, квартеты, оперы…

И наконец — Гайдн является автором национального гимна Германии.

«Гайдн, чье имя так ярко сверкает в храме гармонии. »

(Стендаль. «Жизнеописание Гайдна, Моцарта… в письмах»)

О другом великом «венце» — Моцарте — можно будет прочитать в следующий раз.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: