Музыка классицизма: какой она была? Эффект Моцарта
Моцарт остается «вечной проблемой». Уже несколько веков он продолжает будоражить умы. Связано это и с ранней гениальностью, и с таинственной смертью, да и с самой музыкой (очень приятно видеть количество просмотров некоторых «моцартовских» роликов — есть и по 20 миллионов — к вопросу о навязших в зубах рейтингах). Интерес к венскому классику не угасает.
«МОЦАРТ. Это означает: мир имеет смысл, и смысл этот ощутим для нас в зеркале музыки».
(Герман Гессе)
Моцарт в стихах, Моцарт в книгах, в научных работах, в богословских трудах, в художественных фильмах, уже и в компьютерных играх. Даже в околомедицинских темах можно встретить имя гениального австрийца, «человека, самое имя которого выражает идею об абсолютном совершенстве в музыкальном творчестве» (Улыбышев).
Многим может быть знакома книга Дона Кэмпбелла «Эффект Моцарта». Она о лечебном воздействии музыки вообще, и музыки Моцарта в частности. Я не знаю, есть ли именно «эффект Моцарта», но знаю точно, что есть «эффект музыки».
Есть даже целое понятие — «моцартианство». И это явление тоже очень интересно. Моцарта стараются познать, Моцарта стараются объяснить. Можно, конечно, разложить по полочкам каждую нотку, но это, как выясняется, пока мало что дает. Вопрос — почему именно Моцарт является на протяжении достаточно большого количества времени «эталоном» — полноценного ответа не получил. Ведь речь не только о композиторском мастерстве, речь об общечеловеческих, но мало поддающихся определению понятиях.
…Только в Моцарте, и буквально и иносказательно, т. е. в райском детстве, — защита от бурь. Да, это трудно иногда, но за это надо бороться… Недавно по радио… услышал отрывок концерта из Моцарта. И всякий раз с изумлением узнаю снова эту ясность, золотой, утерянный человечеством рай.
(философ Павел Флоренский)
Как определишь «детский рай»? Ощущение одновременно непорочности и глубины? Где найти слова? Даже Пушкин все время устами Моцарта шутит, он несерьезен, он даже ребячлив:
Сальери: Какая смелость и какая стройность! Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь;
Моцарт: Ба! право? может быть… Но божество мое проголодалось.
Сама личность Моцарта всегда привлекала внимание крупнейших мыслителей: «С философской точки зрения Моцарт кажется еще более удивительным явлением, чем он представлялся нам как автор великолепных музыкальных произведений». (Стендаль).
Возникают все новые и новые мифы о жизни, личности Моцарта, об обстоятельствах его смерти. Эти легенды претворяются в новые книги. Впервые «романтизированный» Моцарт появился еще XIX веке: у Гофмана, у Пушкина в «Маленьких трагедиях». Моцарт, кстати, не дожил до того возраста Пушкина, в котором поэт встретил свою смерть на дуэли…
Одна из частых тем: знал ли Моцарт о своей ранней смерти, предчувствовал ли ее? И здесь, кстати, не спекуляция на «желтом материальчике». В самой музыке Моцарта — абсолютно мажорной, сквозь сверкающую радость чувствуется нечто «обобщающее», которое тоже не поддается определению в словах. Но это «обобщение» — явно не сиюминутная радость. Как можно определить настроение в знаменитой «Эльвире Мадиган«?
Никакую «Эльвиру Мадиган» Моцарт, естественно, не знал. Просто в 1967 году вышел шведский фильм с одноименным названием. Он выиграл множество наград, в том числе и на Каннском фестивале. Весь фильм пронизывает музыка Моцарта, а именно — Анданте (2 часть) из 21-го фортепианного концерта. Эта музыка звучит и в любовных сценах, и в финальной — трагической. Теперь уже иначе, чем Эльвирой Мадиган, эту музыку не называют. Что, конечно, неправильно, но уже случилось. А вот определение настроения этой знаменитой музыки так и остается непосильной задачей. Так что сам характер моцартовской музыки является главным источником интереса к гениальному композитору.
В XX веке вышли книги Дэвида Вейса «Возвышенное и земное» (о жизни) и «Убийство Моцарта» (о смерти Моцарта). Недавно вышел триллер Скотта Мариани «Заговор Моцарта». В этой книге автор еще более расширяет тему «убийства», подводя под нее политическую базу.
Моцарт становится действующим лицом романов. Например, у Германа Гессе в «Степном волке».
— А если я откажусь? А если я, господин Моцарт, не признаю за вами права распоряжаться Степным волком и вмешиваться в его судьбу?
— Тогда, — миролюбиво сказал Моцарт, — я предложил бы тебе выкурить еще одну мою папироску
(Герман Гессе. «Степной волк»).
Этот роман и заканчивается Моцартом: «Когда-нибудь я сыграю в эту игру получше. Когда-нибудь я научусь смеяться. Пабло ждал меня. Моцарт ждал меня». Сам роман многие исследователи творчества нобелевского лауреата Гессе сравнивают с оперой Моцарта «Волшебная флейта». Кстати, именно отрывки из этой оперы улетели в космос вместе с Золотой пластинкой Вояджера.
Моцарта мы видим и в детских книгах, и даже в кибер-панк-новелле («Моцарт в зеркальных очках»). Моцарт — герой фильма «Амадеус». Эту кинокартину называют «энциклопедией мифов о Моцарте». Есть опера Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери», а есть ведь и мюзиклы!
То есть масс-культура уделяет образу Моцарта огромное внимание. А когда масс-культура идет чуть ли не вровень с профессиональными исследованиями или философскими книгами — это уже само по себе тема для исследований. Наконец, 2006 год был объявлен ЮНЕСКО Годом Моцарта.
Уже в этом интересе к жизни и творчеству Вольфганга Моцарта проявляется «эффект Моцарта». Эффект — как воздействие на человеческую цивилизацию, на умы каждых следующих поколений.
Да, в жизни Моцарта много загадок, но много и понятного. Огромный успех и не меньшая зависть. Зависть, которая позволяла ничтожествам объявлять себя «соперниками Моцарта». Да, в смерти Моцарта тоже очень много загадок. И сама смерть, и не менее загадочные похороны, когда город похоронил свою знаменитость со странной поспешностью, «по третьему разряду» (а попросту говоря, закопали во рву для бродяг).
Писать о Моцарте предельно трудно. И крайне ответственно. Но ознакомиться с основными вехами его жизни и творчества необходимо. Об этом можно будет прочитать в следующий раз.
(В комментариях можно послушать «Эльвиру Мадиган» и другие произведения).