Куда подевался Певчий переулок и откуда взялся Ветошный? История московских улиц
…Ну вот — опять: дома разных дел невпроворот, но муж сказал коротко и веско: «Идем на выставку». И мы отправились в Арт-центр «Ветошный». Назван он так по адресу размещения (Ветошный переулок, дом 13) и находится буквально в двух шагах от Красной площади, прямо напротив восточной линии ГУМа.
Быть может, кому-то покажется, что для организационной структуры, ориентированной на «люксовый сегмент» услуг в области искусства, антиквариата и т. п. это название не очень подходит, но все зависит от того, как посмотреть. Ведь изначально под ветошью подразумевались не только старые вещи и отходы текстильного производства.
В Большом энциклопедической словаре, например, можно прочитать, что это «разреженная суровая хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения (типа марли)», которая применяется «для покрытия слоя ваты или ватина при пошиве зимней верхней одежды».
Да и корпия — старинный перевязочный материал, изготовлявшийся, как известно, из ветоши, в военно-медицинских справочниках определялась как «пух наскребный от чистого плата». Кроме того, имеется и еще одна трактовка понятия «ветошь», согласно которой в прежние времена так назывались старинные дорогостоящие ткани и меха.
Нынешний Ветошный переулок пережил несколько переименований. По имеющимся данным, еще в XVII веке на этом месте находилась Певческая/Певчая улица, поскольку здесь располагалась патриаршая Певчая слобода, выстроенная на месте митрополичьих огородов по велению патриарха Иоакима (1621 — 1690), после того, как он стал главой церкви в 1674 году.
На территории слободы первоначально было сразу два Певчих переулка, вдоль которых тянулись ряды двухэтажных каменных домов — Большой и Малый. Постепенно сюда внедрились производства мелких промышленников вместе с тесными и грязными ночлежками для рабочего люда, а также малый бизнес торгово-бытовой сферы.
Полистав журнал «Телеграф» за 1832 год, можно узнать, чем только не занимались здешние обитатели: «тут бреют, стригут, шьют, кроят, стучат молотом, варят, пекут, красят, декатируют, торгуют вином и квасом». Сообразно разношерстному составу местного населения сформировался «целый мир страстей, отношений, занятий».
Собственно, из этой пестроты и образован был Ветошный ряд московских Верхних торговых рядов. И в 1888 году Певчую улицу, которая фактически являлась его частью и представляла собой сквозной проход в нем, переименовали в Ветошную, а затем — в Ветошной переулок. Вот почему и в современной транскрипции его название имеет ударение на втором слоге, а не на первом.
В 70-е годы XIX века в Ветошном было построено несколько зданий, в основном, по проектам архитектора А. Н. Стратилатова. Казанское подворье заместило богатую каменную постройку допетровского времени; Пантелеевское — бывший двор генерала И. Бухольцева.
По заказу купцов Бубновых было воздвигнуто Мещаниново подворье. Самым популярным заведением в нем стал Старобубновский трактир, в особенности его простонародное отделение в подвале без окон, которое посетители именовали либо «бубновской дырой», либо «филиальным отделением ада».
В советские годы это подворье было занято госучреждениями, перестроено и увеличено на три этажа. В 1980-х все три подворья было решено реставрировать, перекрыть стеклянными сводами и разместить Информационный центр по туризму и экскурсиям, Салон театрально-зрелищных программ, Центр дизайна и моды В. М. Зайцева, а также несколько кафетериев и видеосалонов.
Но сейчас картина иная. На месте Пантелеймоновского подворья сооружен современный торговый пассаж. В угловом здании, выходящем на Ильинку, находится один из департаментов Минфина Р Ф. Мещаниново подворье после реставрации (следовало бы добавить, и реконструкции) представляет собой закрытый атриум со стеклянной крышей и галереями по периметру. В нем как раз и располагается Арт-центр «Ветошный».
Очень хотелось бы рассказать о его вчерашнем посещении, которое оставило сильное впечатление. Но, к сожалению, прямо сейчас это невозможно, потому что муж опять сказал коротко и веско: «Идем на выставку». Так что пора собираться, чтобы отправиться туда же, но уже на другую экспозицию.