Хорошее американское кино - какое оно? От 80-х до наших дней
Восьмидесятые. Эпоха диско, «Звездных войн», Рейгана, «холодной войны». Именно в этот период Голливуд начал приобретать свой попкорновый привкус, однако количество замечательных фильмов, выходящих из-под пера американских режиссеров, отнюдь не уменьшилось.
Именно тогда Серджио Леоне выпустит на экраны свой самый главный и последний фильм, невероятную по силе воздействия гангстерскую сагу «Однажды в Америке». Продолжая сотрудничество с Робертом Де Ниро, в 1980 Мартин Скорсезе снимает боксерскую драму «Бешеный бык». В том же году мир узнает Дэвида Линча и его «Человека-слона». А чуть позже поразится цинизму и стилистике его же «Синего бархата» и самого изысканного криминального сериала за всю историю телевидения — «Твин Пикс».
Милош Форман, взлетевший на недосягаемую высоту после «Полета над гнездом кукушки», подтвердил свою репутацию блистательным «Регтаймом» (1981), а затем «Амадеем» (1984). В 1982 году жанр научной фантастики обогатился шедевром от Ридли Скотта — «Бегущим по лезвию бритвы». В восьмидесятых американец Роб Райнер экранизировал одно из самых личных произведений Стивена Кинга — полуавтобиографическую повесть «Останься со мной», а Барри Левинсон рассказал трогательную историю о двух братьях в ленте «Человек дождя», за роль в которой Дастин Хоффман вполне заслуженно получил своего второго Оскара.
Американские фильмы девяностых годов прошлого века памятны уже многим. Мы не будем говорить о «Матрице», втором «Терминаторе», «Шестом чувстве» и фуроре «Короля льва». По мнению оппонентов, это легкий жанр, развлекаловка. Что ж, те годы отметились криминальным бумом не только в России. Именно тогда ажиотаж вызвали новаторские и, безусловно, талантливые ленты Квентина Тарантино «Бешеные псы» и «Криминальное чтиво». Скорсезе выпустил свою гангстерскую дилогию с Де Ниро («Хорошие ребята» и «Казино»), а Фрэнк Дарабонт создал самую пронзительную и удивительно свободолюбивую ленту о тюрьме на основе творчества Кинга — «Побег из Шоушенка».
В 90-е мир познакомился с ужасным, но обаятельным Ганнибалом Лектером, главным героем жесткого и мрачного триллера «Молчание ягнят». А также с творчеством Дэвида Финчера, который прославился сразу двумя картинами — триллером «Семь» и хулиганской драмой «Бойцовский клуб». В 1999 вышла психологическая драма Сэма Мэндеса «Красота по-американски», и мы узнали характерный почерк Пола Томаса Андерсона в «Магнолии». Мэл Гибсон неожиданно для всех дебютировал в качестве режиссера отличным историческим фильмом «Храброе сердце», Клинт Иствуд возродил жанр вестерна в «Непрощенном», а Джим Керри внезапно сменил амплуа, превратившись из безудержного хохмача в трогательного неудачника в шикарной драме «Шоу Трумана» австралийца Питера Уира. В 1997 наконец-то добился признания независимый постановщик Гас Ван Сент, выведший на небосклон звезду Мэтта Дэймона своим фильмом «Умница Уилл Хантинг».
Что ж, вот и наступило новое тысячелетие, время безудержных ремейков и сиквелов. Эпоха постоянного увеличения бюджетов, фэнтезийных блокбастеров, 3D, забастовок сценаристов и неизбежного, но закономерного при таком массовом кинопроизводстве, кризиса идей в Голливуде. Попробуем и здесь обратить внимание читателей на некоторые фильмы, которые однозначно нельзя отнести к «серийной штамповке». Начнем с очевидного — восхождения на Олимп Кристофера Нолана, которому принадлежит сразу несколько видных работ. Это и изощренный триллер «Помни», и рассказ о противостоянии двух фокусников «Престиж», и, безусловно, один из самых запоминающихся комиксов в истории кино — «Темный рыцарь».
Нулевые — эпоха Даррена Аронофски, его «Реквиема по мечте», «Рестлера» и «Черного лебедя». Продолжил удивлять публику комедиант Джим Керри, снявшийся в трогательной любовной истории Мишеля Гондри «Вечное сияние чистого разума». Ветеран Голливуда Клинт Иствуд закончил актерскую карьеру двумя потрясающими драмами: «Малышкой на миллион» и «Гран Торино», а Роман Полански открыл глаза на талант Эдриана Броуди своим «Пианистом».
Последнее десятилетие — золотой этап в творчестве братьев Коэнов, которым удается постоянно находить что-то новое в уже, казалось бы, затертых до дыр жанрах. Еще в 90-х они самостоятельно, без посторонней помощи, создавали отличные сюжеты — мистический триллер о кинематографе «Бартон Финк», гангстерский «Перекресток Миллера» и криминальный стеб «Фарго». И успешно продолжают творить и сейчас: «Старикам тут не место», «Серьезный человек», «Железная хватка».
2001 год запомнился зрителям триумфом «Игр разума» и «Донни Дарко», в 2006 Скорсезе выпустил «Отступников», а мексиканец Альфонсо Куарон снял в Америке «Дитя человеческое». В следующем же году Пол Томас Андерсон снова поднял планку драмой «Нефть».
Только за последние три года в Голливуде успели снять множество отличных, серьезных картин, но, увы, в отличие от крупнобюджетных блокбастеров, многие из них не доходят до широкой аудитории. Либо доходят так поздно, что их авторы остаются с носом в плане каких-либо финансовых поступлений, ибо большинство зрителей предпочитает скачивать фильмы в Сети, нежели дожидаться (иногда напрасно) показа этих лент в кинозалах своих городов.
Речь, конечно же, о таких фильмах, как военная драма «Посланник», мелодрама «Воспитание чувств» и музыкальная картина «Сумасшедшее сердце» с участием Джеффа Бриджеса, получившего Оскар за исполнение главной роли — уставшего от жизни певца кантри.
В ограниченном прокате 2011 года, практически незаметно для зрителя, прошли глубокие и злободневные картины «Кроличья нора», «Детки в порядке» и «Зимняя кость». А ведь мы говорим не о каких-то там независимых проектах, сделанных на коленках малоизвестными авторами за сомнительные деньги. Просто-напросто серьезное кино требует столь же серьезного зрителя, что неизбежно переводит такую продукцию в разряд «кино не для всех». Со всеми вытекающими.
В данной статье я привел в пример лишь самые известные и популярные фильмы, созданные на американской земле. Возможно, даже после этого у кого-то останутся сомнения. Не беда, у голливудской продукции всегда найдутся противники. Кто-то оспаривает глубину и качество этих фильмов из принципа, кто-то — из невежества. В любом случае, даже если вам не по душе штамп «сделано в Америке», вы всегда сможете обратиться к творчеству европейских кинематографистов или азиатских талантов. Или вспомнить о том, что и на родной земле полным-полно талантливых людей, в том числе и в киноискусстве.