Что можно посмотреть в окрестностях Шопрона? Надьценк

Ну, что, Шопрон, вроде бы, посмотрели. Может и не всё, конечно, но… Время поджимает. Пора бы и по окрестностям. Тем более, что и здесь интересных мест хватает. Как в той сказке, когда выезжает народ на перекресток, а ему и объявляют, что без разницы куда. Направо, налево, прямо… Куда бы ни направился, всё равно что-нибудь да потеряешь. Если не коня, так голову.

Нет, в Западно-Задунайском крае всё не так страшно. Даже время здесь и то — не потеряешь. Потому что взамен его приобретешь такую массу впечатлений, что жалеть об утраченном даже и повода, поверьте на слово, не будет. А вот перед развилкой всё-таки остановиться придется. Чтобы определиться — а куда именно сегодня? Прямо, направо, налево… Куда ни поедешь, везде есть что-то интересное. То, что обязательно надо посмотреть. Чтобы потом не было мучительно больно по поводу того, что вот, близко же локоть был… А так и не укусил!

Так куда?

Для начала предлагаю на юго-восток, по направлению на Шарвар, в сторону Балатона, где почти на самой австрийской границе, километрах в 15 от Шопрона, есть небольшой посёлок Надьценк. Небольшой, но знаменитый. В нем расположена усадьба известной на всю Венгрию семьи графов Сечени. И о представителях этого славного семейства, наверное, надо будет как-нибудь рассказать. Так, чтобы с толком, с чувством, с расстановкой.

А сегодня… Сегодня — о Надьценке.

Владением семьи Сечени это место стало в самом начале XVII века. И всё вроде бы устраивало хозяев, что время от времени, и, как правило, летом, наезжали в своё имение из не такой уж и далёкой Вены. Так что почти полторы сотни лет ничего примечательного в Надьценке не происходило.

Но шли годы. Старые строения ветшали. В архитектуре какие-то новые веяния появились. Вот и решил граф Антал Сечени в середине XVIII века возвести в Надьценке что-то новенькое. Да не абы как чтобы. А замковый ансамбль в стиле барокко. И французский парк вокруг него. Решил и возвел. И посадил. Именно во французском.

Только недолго барочные формы ансамбля радовали глаза хозяев и их гостей. Уже основатель Венгерского национального музея — Ференц Сечени, перестроил усадьбу, приведя её фасад в соответствие с требованиями раннего классицизма. В результате над главным входом появился изящный балкон с ажурными кованными перилами.

А вот часовню, ставшую семейным мавзолеем, в 1778 году Ференц почему-то построил в стиле барокко. И такое несоответствие не понравилось уже его сыну — Иштвану, который пристроил к часовне классическое преддверие, дополнил её внешний облик дорическими колоннами, фризом, украсил фасад треугольным тимпаном, увил вход венками и лентами.

Но на этом Иштван не остановился. Он заказал проект расширения всего имения известному венгерскому архитектору того времени — Михаю Поллаку. И в 1838 году работа закипела.

Фасад здания украсили тосканские колонны, как бы поддерживающие балкон, надстроенный ранее над главным входом. Над высокими стрельчатыми окнами второго этажа появился широкий лепной барельеф-бордюр. А уже над ним — обрамленный выступающим ризалитом с треугольным тимпаном, тоже лепной, герб семьи Сечении.

Под прямым углом, с обеих сторон к главному зданию имения были пристроены два флигеля.

В восточном крыле имения были размещены вспомогательные мастерские, склады, кареты и… Самое главное! Табун.

Ведь Иштван Сечени, при жизни получивший неофициальный, но от того не менее почетный титул «величайшего из венгров», много сил приложил для того, чтобы провозглашенный им лозунг — «Венгрия не была, а будет!» — стал реальностью. У него немало заслуг перед страной. И одна из них заключается в том, что граф занимался… Развитием венгерского коневодства и конного спорта. Именно здесь. В Надьценке.

Как память о тех славных временах — могила одного из любимых жеребцов «величайшего из венгров», которую и сегодня можно увидеть в имении. Правда, она появилась значительно позже 1840 года, когда обновленный и расширенный замковый ансамбль был сдан в эксплуатацию.

В ходе модернизации имения были учтены многие технические новинки того времени. Здания оборудовали ванными комнатами, туалетами со сливными бачками, а газовое освещение работало не только в комнатах, но и в парке, который из французского превратился в английский. К специальному пальмовому дому, или по-нынешнему — оранжерее, строители подвели паровое отопление, с помощью которого обогревался пол и грунт.

В таком виде имение простояло чуть больше столетия. Почти до самого конца Второй мировой войны. Но в 1945 г. оно сильно пострадало. Практически полностью были утрачены мебель и уникальное оборудование.

Восстановление началось только в 70-х годах прошлого века. И продолжалось почти 20 лет. Зато сегодня результат — налицо. Имение семьи Сечени — Надьценк, является частью Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В главном здании замкового ансамбля открыт Мемориальный Музей. На первом этаже которого можно ознакомиться с жизнью многочисленного семейства Сечени, а экспозиция второго полностью посвящена многогранной деятельности «величайшего из венгров» — графа Иштвана.

Но не только своим музеем знаменит Надьценк. Многие специалисты считают чудом садоводства высаженную ещё в 1754 году Анталом Сечени аллею мелколиственных лип, связывающую замок и семейную усыпальницу. Вдоль дорожки, протяженностью 2,6 километра, стоят 645 деревьев, каждое из которых достигает в высоту ни много, ни мало — 16 метров.

А ещё в Надьценке можно увидеть оригинальную часовню, построенную Миклошем Иблом. Говорят, что когда Иштван Сечени ставил задачу перед архитектором, он попросил его не устанавливать звонницу над входом, а то, мол, деревенские церкви такого типа сильно смахивают на гусынь, высиживающих яйца. Уж лучше колокольню пристроить к одной из сторон церковного здания. Миклош так и сделал. И сегодня в этом нетрудно убедиться. Было бы только желание.

Одновременно с началом реставрации имения, в 70-х годах прошлого века, в Надьценке был создан Музей паровоза. Если заглянуть в него, то можно не только посмотреть на железнодорожные вагоны разных типов — сцепы для перевозки древесины, товарные, пассажирские, но и сесть в последние. Чтобы проехаться по действующей узкоколейке. До самой конечной станции — Фертёбоз. А от неё уже пешком подняться к ротонде «Глориетт».

Только не забудьте, что саму ротонду тоже надо бы осмотреть. Ведь она — изумительный образец венгерской классической архитектуры. А то мало ли, забудете…

Чему лично я, впрочем, не сильно и удивлюсь. Ведь вид от ротонды открывается такой, что дух захватывает. Где-то там, на самом горизонте, просматриваются силуэты Штирийских Альп, а рядышком, через густые заросли камыша, поблескивает водная гладь озера Фертё. Того самого озера, которое заслуживает отдельного рассказа…




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: