Что можно посмотреть в окрестностях Шопрона? Озеро Фертё
О том, что в Венгрии есть такое озеро — Балатон, знают, наверное, если не все, то очень и очень многие. А вот по поводу того, что в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО включено ещё одно венгерское озеро… Как-то сдается мне, хоть и не закрытая это информация, но не многие из тех, кто по той или иной причине попал в эту интересную центрально-европейскую страну, поглядывают в сторону Западно-Задунайского края. Зачем? Им и Балатона — за глаза.
А зря, зря… На мой взгляд, так это обязательно надо сделать. И не откладывать в долгий ящик, если уж такая возможность появилась. Зачем запихивать мандарины в холодильник, если их сегодня можно съесть? Или что, кто-то нам мешает?
Ну, а если нет, так на северо-восток от Шопрона… С десяток километров всего. И — вот оно, озеро Фертё. Второе озеро Венгрии, после Балатона. Четвертое — Центральной Европы. Крупнее его только главная венгерская озерная жемчужина. Да ещё Женевское и Боденское озера.
И это — ещё не всё! Фертё — самое крупное щелочно-земельное (алкалиновое) среди всех европейских озер. И… самое западное в Европе солончаковое и равнинное, тем более, когда и то, и другое, вот оно — в одном флаконе. Интереснейший водоём. И запоминающийся.
Вот мне, например. Когда я на том озере был? В середине 80-х. А до сих пор помню. Потому, что, во-первых, чуть не стал на этом самом Фертё субъектом международного пограничного инцидента.
Дело как было? Приехали мы на озеро. От Шопрона-то — всего ничего. Почему бы в выходной и не махнуть? Тем более, летом. Покупаться, позагорать… Приехали, расположились. И всё, вроде бы, как обычно. Пляж небольшой. На порядочном расстоянии от берега цепочка красных буйков, за которые спасательная служба заплывать не рекомендует. Но за красными, на небольшом удалении от них, — ещё один ряд буйков. Только белого цвета.
Ну, думаю, сейчас покажу класс этим сухопутным. Повыпендриваюсь перед их девчонками. Сплаваю к белым. И обратно. Хорошо хоть перед тем, как в воду заходить, спросил у представителей местного населения:
— А это, мол, что?
— Да ничего, — отвечают. — Это граница буйками обозначена. Австрийская.
Да, да. Это одна из особенностей озера. Оно же — двойного гражданства. Из 315 кв. км общей площади водного зеркала на долю Венгрии приходится только 75 кв. км. Или 23,8%. Остальные 76,2% - австрийские. Потому и имен у озера тоже два. Венгры называют его Фертё. А в Австрии этого наименования можете не искать. На их картах озеро обозначено, как Нойзидлерзее.
Второе, чем мне запомнилось Фертё, так это тем, что именно на нём я, уже перед самым заходом солнца, впервые взгромоздился на доску виндсерфа. Правда, парус, как ни старался, так и не поднял. Хоть каши и прилично с утра проглотил. Но… Не судьба. Видно, у виндсерфингистов, которых летом на озере — в достаточном количестве, своих секретов хватает. А облюбовали они Фертё неспроста. И не только они. Озеро — хорошая площадка для занятий и виндсерфингом, и парусным спортом.
Сами посудите. Средняя глубина Фертё — 50−60 см. Максимальная — 1,8 м. Конечно, если задаться такой целью, и в луже утонуть можно. Но Фертё — далеко не лужа. В длину, с севера на юг, оно вытянулось на 36 км, а ширина на разных участках колеблется от 6 до 12 км. Но вот глубина…
При таких глубинах говорить о серьезном развитии транспортного и пассажирского судоходства на озере не приходится. Зато виндсерфингистам и спортсменам-парусникам — почти раздолье.
«Почти» — так это потому, что опять же — средняя глубина Фертё небольшая, и камышу на озере — самые благоприятные условия. Расти — не хочу. А он, как раз-таки хочет. И растет. Почти 88% озерного зеркала покрыто этим растением. Местами, особенно в южной части Фертё, ширина камышовых зарослей достигает 5−6 км. В венгерской части озера в них прорезаны специальные каналы, общая протяженность которых составляет почти 240(!) километров. По ним организуются специальные лодочные походы. Так что у кого есть желание, может не только покупаться или пройтись по озеру под парусом, но и ознакомиться с его фауной. А она — разнообразнейшая.
В воде озера полно разных беспозвоночных. В камышах — насекомых. Так что корма хватает и 15 видам обитающих в озере рыб, среди которых наиболее распространенными считаются судак, вьюн, щука, сазан, и птицам. Последних на Фертё — и перелетных, и гнездящихся — великое множество. Более 300 видов. Конечно, таких редких, как лунь, орлан-белохвост, краснозобая казарка, увидеть очень сложно. Но вот цапель, диких гусей, колпиц, камышовок — очень даже запросто.
С 1991 года озеро входит в состав первого в Венгрии национального парка Фертё-Ханшаг, поэтому неудивительно, что сегодня здесь — край почти непуганых птиц. Охотникам путь на территорию парка закрыт, а любители пернатых могут поближе познакомиться с орнитофауной озера, как в ходе организованных администрацией парка лодочных экскурсий, так и пройдя по специально проложенной по берегу учебной тропинке Дёндьвираг (Ландыш), с которой наблюдение за биосферой озера ведут не только туристы, но и профессиональные ученые.
А наблюдать на озере и непосредственно у него можно не только за птицами. В прилегающих к озеру лесах зимуют амфибии и другие хладнокровные обитатели озера. Такие, как гладкие тритоны, водяные ужи, серые жабы, краснобрюхие жерлянки. Только вот беда — путь этих животных от озера к зимним квартирам пересекает автодорогу Шопрон-Фертед.
Кстати, и этим мне запомнилось озеро. Я же в Венгрии в стойотряде был. И мы устанавливали у этой самой дороги специальные ограждения, чтобы бедные зверушки не гибли под колёсами машин, а «чапали» к специальным переходам, устроенными уже не нами под дорожным полотном.
Так что если вдруг когда удастся снова попасть в район Шопрона, я бы с удовольствием притопил по этой трассе. Не только потому, что хотелось бы посмотреть — уцелела ли какая толика из того, что когда-то, пусть и в чужой стране, но — твоими руками, или там уже какие-то новейшие конструкции стоят. Но и из-за того, что дорога эта… В Фертед ведёт. А там… Дворец князей Эстерхази. Тот самый, который венгерским Версалем называют.
Есть в Фертёде на что посмотреть. И о чём рассказать. Но об этом я как-нибудь в другой раз…