Каким образом можно организовать свой бюджет

Наверняка, Вы видели в Интернете достаточное количество публикаций на эту тему и уже знаете, какие способы ведения семейного бюджета существуют. Вкратце я Вам напомню, бюджет семьи бывает совместный, раздельный и совместно-раздельный.

Совместный - это когда все доходы всех членов семьи складываются в один "общий котел", откуда и черпаются средства и на семейные нужды, и на личные. Совместно-раздельный тип бюджета предполагает внесение части своих доходов каждым членом семьи в "общий котел", остающаяся же часть остается в полном распоряжении ее обладателя. При раздельном типе бюджета, каждый член семьи единолично распоряжается своими доходами.

Казалось бы, все понятно, но, бывает, даже в семьях со стажем супруги не могут разобраться: а каким образом вести свой бюджет? Какую схему выбрать? В какой мере будет участвовать в бюджете каждый член семьи? Кто будет "главным бухгалтером" и "главным кассиром" семьи? В этой статье я расскажу Вам, как построена финансовая часть жизни моей семьи. Кто-то пожмет плечами: - "Ну и что?", кто-то задумается: - "Что-то в этом есть!", а кому-то может послужить примером.

В нашей семье составлением бюджета и планированием расходов на месяц, большей частью, занимаюсь я. Просто потому, что у меня это лучше получается, моей супруге Елене не хватает терпения все просчитать, ну а у меня и работа такая - досконально просчитывать, привык (я инженер-проектировщик). То есть, непосредственно составлением чернового плана следует заниматься тому, у кого для этого есть больше способностей и терпения. А потом можно вместе обсуждать, изменять, дополнять этот черновик, т.е. довести до ума.

Я долгое время жил один, и хорошо знаю - как следует вести домашнее хозяйство. В то же время, я слабо представляю себе потребности женщин, поэтому моя супруга сама планирует необходимые ей покупки. После первых прикидок, черновик будущего плана я предъявляю супруге, которая вносит свои замечания и дополнения. В результате мы получаем полностью согласованный, и, учитывающий все наши потребности, бюджет семьи на месяц.

При планировании крупных покупок, мы придерживаемся следующей методики. Сначала мы составляем список всех желаемых и необходимых крупных покупок. Затем расставляем покупки по порядку в соответствии с их важностью, срочностью или ценой. Устанавливаем сроки, хотя бы приблизительно. Дальше нам остается всего лишь приобретать вещи согласно намеченному списку и по мере накопления средств. Например, в какой-то период времени у нас был такой список:

  1. ремонт квартиры;
  2. покупка нового холодильника;
  3. покупка новой мебели для гостиной;
  4. летний отпуск всей семьей;
  5. покупка комплекта мебели с двухъярусной кроватью для детской комнаты;
  6. покупка ноутбука;

На момент написания статьи, остались не выполнены два пункта: отпуск и покупка ноутбука. Ну, если быть точным, на отпуск деньги уже потрачены - куплены путевки, билеты, так что осталась покупка ноутбука. Как видите, все планируемые покупки и действия сами по себе достаточно затратны. Спонтанная покупка чего-либо из этого списка в состоянии пробить серьезную брешь в бюджете. Составление подобного списка поможет спланировать Ваши покупки, собрать средства и, главное, - расставить приоритеты. Разумеется, со временем список может уточняться и дополняться.

Средства, запланированные по расходным статьям на месяц, мы делим на недели. Так нам значительно проще контролировать динамику расходов. И если был допущен перерасход в первые дни недели, то придется попридержаться в конце недели, и наоборот. То есть можно считать, что отсчетным периодом у нас является неделя, хоть бюджет и планируется на месяц.

В нашей семье, в настоящее время, главным добытчиком и кормильцем являюсь я, и я не испытываю ни малейших неудобств по поводу использования средств из семейного бюджета всеми членами семьи, лишь бы это было обоснованно. В любой момент, каждый из нас может взять необходимую сумму наличных, но при этом мы помним о том, что это семейные деньги и каждый чувствует свою ответственность за благополучие семьи. Таким образом, становится понятно, что у нас принят совместный тип бюджета, и все у нас построено на взаимном доверии и ответственности.

Каких-то отдельных, "карманных" заначек мы не имеем - нет особой в том нужды. Необходимые траты для каждого уже обговорены и запланированы, возможность незапланированных трат также учтена. Хотя, мы договорились, что в будущем, по мере роста семейного дохода, каждый из нас будет иметь свои собственные средства.

Подобная система личных заначек уже предполагает совместно-раздельный тип бюджета. Такой подход к ведению бюджета интересен тем, что с одной стороны имеется что-то общее, сближающее, а с другой стороны - есть некоторая финансовая независимость друг от друга. Я считаю, что такой способ очень хорош, во первых - отсутствием чувства вины за трату общих денег на себя, во вторых - каждый знает, на что он может рассчитывать, это дисциплинирует, ну а в третьих - можно, например, удивить любимого человека каким-нибудь неожиданным подарком.

Раздельный способ ведения бюджета как-то не внушает оптимизма, не наш он. Пришел он с Запада, где женщины, во что бы то ни стало, стремятся быть наравне с мужчинами. Оно конечно хорошо, но что плохо, например, в том, чтобы заплатить за женщину в ресторане? Не стоит слепо копировать чужой стиль жизни.

Так и в семье, общий бюджет, вместе спланированный и согласованный - это еще одна деталь, сближающая всех членов семьи. Между прочим, согласно Семейному кодексу, деньги, заработанные кем-то из супругов или обоими вместе, являются совместной собственностью (раздел 3, глава 7, статья 34 "СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 28 декабря 2004 г.).

Вот так построена финансовая сторона нашей семейной жизни. В данный момент нас вполне устраивает такой расклад. Как будет у Вас - решать только Вам…


© 2007 Ишимтаев Рифат, владелец и руководитель проекта"Практика домашнего хозяйства".



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: